В Гатчине решают судьбу наружной рекламы

В Гатчине решают судьбу наружной рекламы
17 октября 2018
Публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила благоустройства городской территории, касающиеся наружной рекламы, прошли в Гатчине 12 октября. В них приняли участие представители администрации, депутаты, предприниматели, общественность города Гатчины.
Напомним, проект новых правил размещения рекламы в Гатчине разработал Комитет по архитектуре районной администрации. Ведущий слушаний, заместитель главы администрации Илья Носков напомнил собравшимся, что с проектом изменений может ознакомиться каждый: он был опубликован, в частности, в газете «Гатчинская правда» и на официальном сайте администрации Гатчинского района.
Первыми перед слушателями выступили разработчики проекта. Председатель Комитета по архитектуре Елизавета Гречухина рассказала, что проведенная администрацией инвентаризация имеющихся в городе информационных и рекламных конструкций выявила большое количество проблем. По мнению разработчиков проекта, зачастую рекламные вывески существуют сами по себе, вне архитектурного контекста. Конструкции не соответствуют стилистике и архитектурному решению фасада, нарушают его исторический облик и внешний вид. Облик города и городская среда, как известно, определяются комплексом составляющих. Качественные эстетические конструкции могут стать украшением города, в то время как безвкусные, агрессивные, закрывающие здание вывески вступают в диссонанс с архитектурной средой.
Выявленные проблемы разработчики проекта предложили рассмотреть на конкретных примерах из городской застройки Гатчины. Среди них – огромные размеры конструкций, которые нависают над прохожими или закрывают само здание, глухие заклеенные витрины, которые выглядят недружелюбно, создавая впечатление заброшенности, устаревшие стилистически конструкции. Некоторые из приведенных примеров сопровождались наглядной демонстрацией возможного решения каждой из этих проблем.
Как считают разработчики проекта, при внесении рекомендуемых изменений многое в нашем городе может измениться. Изменения позволят улучшить архитектурный облик города, сформировать полноценную архитектурно-художественную городскую среду, гармонизировать пространство города Гатчины, восстановить архитектурный облик фасадов зданий и, в целом, поднять престиж города и улучшить его туристическую привлекательность. В новых правилах, в частности, не допускается установка конструкций, перечеркивающих фасад, закрывающих декоративные элементы, перекрывающих оконные и дверные проемы, установка конструкций различных форматов и на разных уровнях.
Как показали слушания, возможные изменения вызывают много вопросов у гатчинских предпринимателей, которые в целом согласны с постановкой задачи. Так, представителей медицинского центра «СтомаМедСервис» беспокоит судьба бегущей строки на фасадах зданий, где разместился центр. По их мнению, такая бегущая строка не портит внешнего вида здания и не раздражает жителей близлежащих домов. Нося именно информационный, а не рекламный характер, она приносит несомненную и доказанную пользу самим гатчинцам, которые пользуются услугами клиники.
Как напомнили создатели проекта, так или иначе, реклама считается вторичной по отношению к архитектурной среде, а такие конструкции выбивают человека из архитектурного контекста. По мнению начальника отдела наружной рекламы Архитектурно-планировочного центра Гатчинского района Марии Коломиец, та же бегущая строка уже теряет свою актуальность, и наверняка существует множество других современных информационных средств и ресурсов, способных ее заменить.
Разработчики проекта подчеркивают, что он предусматривает поэтапный переход к новым Правилам благоустройства: в течение этого переходного периода за предпринимателями остается право использовать прежние конструкции.
Много вопросов возникло и у представителей сети гатчинских магазинов «Как сыр в масле». Один из них, в частности, связан с заклейкой окон в некоторых магазинах с небольшим пространством. По мнению представителя сети, такая заклейка гораздо эстетичнее заднего вида установленного вдоль окон оборудования магазинов.
«Смогут ли собственники многоквартирных домов как-то участвовать в согласовании рекламных конструкций?» – такой вопрос задала руководитель одной из управляющих компаний, которая обслуживает многоквартирные дома в Гатчине. По ее словам, ей постоянно приходится сталкиваться с тем, что коммерсанты вешают на первых этажах рекламу, а собственники домов за свой счет вынуждены потом чинить поврежденные этой рекламой фасады зданий. Сами предприятия такой ответственности за свою рекламу не несут. В пример она привела огромную вывеску «Пятерочки» на одном из многоквартирных домов, которая разрушает фасад, при этом абсолютно не соответствуя никаким эстетическим и архитектурным требованиям, принятым в Гатчине.
Как объяснила Мария Коломиец, по новым правилам размещения наружной рекламы, собственники многоквартирных домов смогут обратиться в администрацию района с требованием согласования рекламной конструкции с ними. Получив такое обращение, представители администрации смогут прийти в магазин для осуществления муниципального контроля и потребовать изменения конструкции в соответствии с новыми правилами, в том числе, через суд, если потребуется.
По поводу новых правил, связанных с наружной рекламой, высказались и представители общественности города Гатчины. «Организованным хаосом, который устраивают предприниматели в желании заработать денег» назвал городскую рекламу краевед Валерий Мачульский. Не отрицая важность и необходимость рекламы, он предложил предпринимателям посмотреть со стороны на свои конструкции не только с точки зрения прибыли, но и с точки зрения горожан, и возводить их исключительно в сотрудничестве с грамотными профессиональными дизайнерами.
Замечательной назвал идею нового проекта по наружной рекламе педагог Гатчинской детской художественной школы, член Союза художников России Анатолий Засидкевич. Он подчеркнул важность воздействия сложившегося городского облика на детей, которые вместе с архитектурными достоинствами вынуждены впитывать и сопровождающий их «визуальный мусор». Также он отметил, что в ситуации, когда каждый рекламодатель старается перекричать другого, в этом оглушительном хоре покупатель или клиент просто теряются, фактически ничего не сумев выбрать. Понимая, что вопрос, связанный с обновлением наружной рекламы, является болезненным для предпринимателей, Анатолий Засидкевич привел в пример легендарный рекламный ход автомобильной марки «Форд»: огромное полотно на здании, идеально вписанное в городской облик, и внизу — небольшой логотип компании с мелкой красивой надписью: «Форд в рекламе не нуждается».
Выслушав все вопросы и предложения, связанные с проектом внесения изменений в Правила благоустройства, чиновники поблагодарили горожан за конструктивный диалог и пообещали учесть все это в дальнейшей работе над проектом.
 
«Гатчинская правда»